Интегрированное обучение


Что такое интегрированное обучение?

Система интегрированного образования создана у нас в республике достаточно давно. В настоящее время  мы переживаем ее логическое продолжение- инклюзивное образование, которое предлагает новые, более совершенные, более гибкие  подходы к организации учебного процесса и взаимодействия с каждым ребенком.   

      Развитие инклюзивного подхода рассматривается в качестве приоритетного направления развития национальных систем школьного образования. Инклюзивное или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями  в общеобразовательных школах.

       В основе инклюзивного образования лежат идеи равного отношения ко всем людям, исключается любая дискриминация детей, создаются условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни.

 Инклюзивное образование характеризуется следующими особенностями:

  • каждый ребенок, независимо от своих особенностей и способностей, имеет возможность посещать учреждение образования по месту жительства, где предоставлены возможности для реализации его потенциала и для взаимодействия с другими детьми; 
  • физическая среда и весь обучающий процесс приспосабливается к нуждам каждого ребенка; 
  • весь персонал имеет соответствующую подготовку и использует недискриминирующие и уважительные подходы во взаимодействии с детьми и их родителям.
Расписание уроков интегрированных классов на 1-е полугодие 2023/2024 уч.года

 

Загрузчик Загрузка…
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке
Тест: ТОЛЕРАНТЕН ЛИ ТЫ
Тест «Толерантен ли ты?»
 
Вопросы теста:
I.                    Младший брат сломал твою игрушку…

  1. Ты его прощаешь: он сделал это случайно

  2. Ты ударяешь его.
II.                  Ты являешься свидетелем проявления жестокости у себя дома

  1. Ты не хочешь поступать таким же образом.

  2. Ты чувствуешь, что тоже становишься жестоким.
III.                Ты завидуешь своему брату

  1. Ты осмеливаешься сказать о том, от чего ты страдаешь.

  2. Тебе хочется ударить его.
IV.                Тебе говорят о ком-нибудь плохо…

  1. Ты проверяешь, действительно ли это так.

  2. Ты повторяешь, не думая, то, что тебе было сказано.
V.                  Тебе не хочется идти на прогулку со своими родными…

  1. Ты идешь с ними гулять, чтобы они были довольны.

  2. Ты устраиваешь истерику, чтобы не идти гулять.
 
VI.                Саша плохо одет

  1. Это неважно.

  2. Ты подсмеиваешься над ним.
VII.              К тебе подходит ребенок-инвалид…

  1. Ты естественным образом разговариваешь с ним.

  2. Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
VIII.            Пожилая женщина медленно идет.

  1. Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь

  2. Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать
IX.                На твоих глазах на кого-то нападают…

  1. Ты пытаешься защитить его.

  2. Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
X.                  Цвет кожи у Джека отличается от твоего…

  1. Ты стремишься лучше узнать его.

  2. Ты говоришь: «Все люди твоего цвета кожи – это нули».

Ключ:
  • менее 3 ответов с №1: (низкая степень) — поведение бывает агрессивным, обидным для окружающих (если ты попытаешься лучше понять себя, будешь работать над собой, то станешь более счастливым)
  • кроме №1 есть несколько ответов с №2 (средняя степень): способен проявить доброту, понимание, уважение к другому. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится. 
  • если 10 ответов под №1 (высокая степень): ты проявляешь большую толерантность и уважаешь других (и ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Методика диагностики общей коммуникативной толерантности
(В.В.Бойко)
Методика диагностики общей коммуникативной толерантности, предложенная В.В.Бойко (Практическая психодиагностика, 1998), позволяет диагностировать толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения.
Согласно автору методики, коммуникативная толерантность, или толерантность в общении, подразделяется на ситуативную, типологическую, профессиональную и общую. Уровень ситуативной толерантности определяется отношением человека к конкретному партнеру по общению (супругу, коллеге, случайному знакомому), типологической – отношением к собирательному типу или группе людей (представителям какой-либо национальности, профессии, социального слоя). Профессиональная коммуникативная толерантность проявляется в рабочей обстановке, во взаимодействии с теми людьми, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности (клиентами, пациентами). Общая коммуникативная толерантность обусловлена жизненным опытом, свойствами характера, нравственными принципами и в значительной мере предопределяет другие формы коммуникативной толерантности.
Ниже представлены пункты опросника, сгруппированные в 9 шкал. Бланк предъявляется респондентам без названий шкал.
 
Бланк методики
Инструкция: Оцените, насколько приведенные ниже суждения верны по отношению к Вам. При ответе используйте баллы от 0 до 3, где
0 – совсем неверно,
1 – верно в некоторой степени,
2 – верно в значительной степени,
3 – верно в высшей степени.
 
Шкала 1. Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека
Утверждения
Баллы
1.
Медлительные люди обычно действуют мне на нервы
 
2.
Меня раздражают суетливые, непоседливые люди
 
3.
Шумные детские игры я переношу с трудом
 
4.
Оригинальные, нестандартные, яркие личности чаще всего действуют на меня отрицательно
 
5.
Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня
 
                                                                                                                               Всего:   
 
Шкала 2. Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей
других людей.
Утверждения
Баллы
6.
Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник
 
7.
Меня раздражают любители поговорить
 
8.
Меня затрудняет разговор с безразличным для меня попутчиком в поезде (самолете), начатый по его инициативе
 
9.
Я бы тяготился разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры
 
10.
Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня
 
                                                                                                                               Всего:
 
Шкала 3. Категоричность или консерватизм в оценках других людей
Утверждения
Баллы
11.
Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прически, косметика, наряды)
 
12.
Так называемые “новые русские” обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством
 
13.
Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно мне несимпатичны
 
14.
Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу
 
15.
Терпеть не могу деловых партнеров с низким интеллектуальным или профессиональным уровнем
 
                                                                                                            Всего:
 
Шкала 4. Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров
Утверждения
Баллы
16.
Считаю, что на грубость надо отвечать тем же
 
17.
Мне трудно скрыть, если человек мне чем-либо неприятен
 
18.
Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем
 
19.
Мне неприятны самоуверенные люди
 
20.
Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте
 
                                                                                                                                 Всего:
 
Шкала 5. Стремление переделать, перевоспитать партнеров
Утверждения
Баллы
21.
Я имею привычку поучать окружающих
 
22.
Невоспитанные люди возмущают меня
 
23.
Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо
 
24.
Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания
 
25.
Я люблю командовать близкими
 
                                                                                                            Всего:
 
Шкала 6. Стремление подогнать партнера под себя, сделать его «удобным»
Утверждения
Баллы
26.
Меня раздражают старики, когда они в час пик оказываются в городском транспорте или в магазинах
 
27.
Жить в номере гостиницы с посторонним человеком для меня просто пытка
 
28.
Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня
 
29.
Я проявляю нетерпение, когда мне возражают
 
30.
Меня раздражает, если партнер делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется
 
                                                                                                                                 Всего:
 
Шкала 7. Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности.
Утверждения
Баллы
31.
Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам
 
32.
Меня часто упрекают в ворчливости
 
33.
Я долго помню обиды, нанесенные мне теми, кого я ценю или уважаю
 
34.
Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки
 
35.
Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, я на него, тем не менее, обижусь
 
                                                                                                                                 Всего:
 
Шкала 8. Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми
Утверждения
Баллы
36.
Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку
 
37.
Внутренне я не одобряю своих знакомых, которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях
 
38.
Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь
 
39.
Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг)
 
40.
Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей
 
                                                                                                                                 Всего:
 
Шкала 9. Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других
Утверждения
Баллы
41.
Как правило, мне трудно идти на уступки партнерам
 
42.
Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер
 
43.
Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе
 
44.
Я стараюсь не поддерживать отношения с несколько странными людьми
 
45.
Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав
 
                                                                                                                                 Всего:
 
Обработка результатов
По каждой шкале подсчитывается общая сумма баллов. Максимальное число баллов по каждой шкале – 15, общее по всем шкалам – 135. Чем выше число набранных респондентом баллов, тем выше степень его нетерпимости к окружающим. В среднем опрошенные набирают: воспитатели дошкольных учреждений – 31 балл, медсестры – 43, врачи – 40 баллов. Рассмотрение ответов по отдельным шкалам позволяет выявить наиболее характерные аспекты и тенденции проявления коммуникативной толерантности и интолерантности.
 
Консультация для родителей: « Хочу в интегрированный класс»

Уважаемые родители!

Прежде чем начать нашу беседу,  напишите 10 качеств личности, которые вы бы хотели сформировать у своего ребенка, либо 10 качеств, которые для вас ценны в вашем сыне или дочери.

Родители записывают качества. (Например:умный, честный, предприимчивый, добрый, дружелюбный, терпимый, гибкий, милосердный, активный, порядочный).

Сегодня консультация для тех родителей, которые считают, что  кроме ума, предприимчивости, активности   важно наличие у ребенка  ещё и других качеств, без которых в жизни не обойтись-доброта, терпимость, милосердие и др.

 Для вас, уважаемые родители, не новость, что во многих странах Европы давно решен вопрос с социализацией инвалидов, и «особенные» дети не вызывают ни у кого удивления.  Они наравне со сверстниками посещают школу, музеи, театры, играют с друзьями во дворе. На них  никто не показывает пальцем, их никто не боится, над ними не смеются, они считаются такими же людьми, как и все остальные.  Мы с вами, считая себя людьми толерантными, добрыми, милосердными, вдруг столкнулись с ситуацией нежелания обучаться в одном классе с «особенными» детьми, в интегрированном классе. Так неужели мы злее и бесчувственнее людей, живущих в других странах?

 Нет, просто у многих из нас, к сожалению, до сих пор не сформирована культура общения с « не такими как все»…

И привить культуру общения с « особыми детьми» можем только мы родители.

Для того, чтобы разобраться, что представляет собой интегрированный класс, надо ответить на некоторые вопросы.

Плюсы интегрированного обучения.

— наполняемость классов интегрированного обучения и воспитания , меньше, чем наполняемость обычного класса.  Она не должна превышать 20 учащихся;

— как правило, в интегрированный класс дают сильного учителя;

— за классом закреплен учитель-дефектолог, который проводит занятия с детьми с ОПФР в отдельном, оснащенном всем необходимым учебно-методическим оборудованием, кабинете.

— основной учитель, имеет возможность качественнее работать с оставшимися детьми, так как их количество меньше чем в других классах.

-на воспитательных мероприятиях, на уроках пения, рисования, физкультуры все дети вместе. Они имеют возможность заботится друг о друге, адекватно относится к тем, которые чем-то на нас не похожи.

Как воспитать  ребенка милосердным и сострадательным?

 Владея полной информацией об интегрированном обучении, важно принять для себя решение:

 «Я буду воспитывать в своем ребенке адекватное отношение к «особенным» людям и буду расти и развиваться вместе с ним в этом направлении. Возможно, будет не очень просто, но я справлюсь – ведь моя задача – заложить в ребенка основы милосердия и сострадания».

Что можно посоветовать?

Нужно объяснить малышу, что «особых» детей не нужно бояться. Не смотря на отличие, они такие же обычные малыши. Просто в силу обстоятельств им нужно больше внимания и деликатности в общении. Например, решив с ним поиграть, нужно выбирать доступные им игры.

Расскажите сыну или дочке, как вести себя при виде ребенка с заболеванием. Например, невежливо разглядывать его и уж тем более показывать пальцем. Не готов подойти – просто не обращай внимания.

Познакомься с семьей, где растет ребенок-инвалид, постарайтесь помочь детям общаться. Подобный опыт подойдет вашему малышу на пользу: он научится видеть и понимать трудности другого. А значит, уже никогда не обидит инвалида ни словом, ни жестом.

Будьте примером для ребёнка в отношениях с такими людьми.

 Не отзывайтесь снисходительно или презрительно о людях с особенностями. Подчеркивайте, что эти люди такие же, как все. И даже трудолюбивее, так как то, что мы делаем легко и незаметно, для них это зачастую сложный процесс.

Читайте или рассказывайте детям о знаменитых людях, которые сегодня известны всему миру, несмотря на свои ограниченные возможности. Или рассказывайте о  своих знакомых, знакомых своих знакомых, которые сталкиваются с  трудностями, и  как сложно эти трудности, им преодолевать.

Заранее подготовьте ребенка  к тому, что с ними вместе будет учиться ученик с ОПФР. Не запугивайте. Объясните, что от их отношения сейчас зависит дальнейшая судьба этого ребёнка.

В заключение, давайте проведем небольшой эксперимент.

Учитель:«У меня есть небольшой мешок. Я предлагаю вам вытянуть оттуда по одному предмету.(учитель проходит по рядам, а родители вытягивают предметы спрятанные в пакете).

Это яблоки. Давайте их опишем. Какие они? Сочные,ароматные, спелые, большие, сладкие.

Посмотрите, все яблоки красные, а одно желтое. Может, кто-нибудь из вас догадался,что подразумевалось под этими плодами?

Яблоки-это дети. А желтое яблоко- это категория детей, с которыми вам предстоит учиться. Оно такое же яблоко, как и все остальные, ничем не хуже, а порой даже лучше.

А как вы думаете, ему хорошо среди остальных. (родители отвечают).

А он виноват, что он такой? (ответы родителей).

А кто виноват? (ответы)

Правда, ничего нет сложного? А ведь так мы можем изменить ситуацию вокруг, сделать наш мир добрее…

Загрузчик Загрузка…
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать


МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ — ВМЕСТЕ!
Translate »