Плисская средняя школа имени В.А. Микулича

Плисская средняя школа имени В.А. Микулича

Государственное учреждение образования

Uncategorized

Равный обучает равного

В современном обществе серьёзную озабоченность вызывают проблемы, связанные с проявлением рискованного поведения детей и молодёжи, выражающиеся в их приобщении к никотину, алкоголю, наркотикам, в ранних половых контактах, суицидальном поведении. Следствием этого нередко является алкоголизм, наркомания, правонарушения, беременность несовершеннолетних, заражение ИППП, ВИЧ-инфекцией. Попытки разрешить эти проблемы предпринимаются постоянно, однако существенных положительных изменений ситуации не происходит. В связи с этим необходимо включение дополнительных ресурсов.

В силу определённых объективных и субъективных причин во многих случаях учителя не могут оказывать на своих учеников необходимое воспитательное воздействие, не реализуют на должном уровне свою воспитательную функцию и многие семьи. Однако, при появлении каких-то сложностей в жизни учащихся средних и старших классов за советом и поддержкой, они чаще всего обращаются к сверстникам. В юношеском возрасте подчёркнуто проявляется стремление к солидаризации, к групповому объединению. Немаловажно и то, что молодые люди общаются друг с другом открыто, свободно и непринуждённо, «на одном языке», что делает поступающую от сверстника к сверстнику информацию более доступной и принимаемой. Следовательно, в среде учащихся через специально подготовленных сверстников можно распространять жизненно важные знания, модели поведения, способствовать присвоению ими нравственных норм.

На базе государственного учреждения образования «Плисская средняя школа им.В.А.Микулича» создана проблемно-творческая (творческая) группа педагогов на добровольной основе из числа педагогов, проявляющих интерес к принципу «равный обучает равного», разрешение которой способствует улучшению качества образования и создает условия для самореализации педагога.

Результатом работы группы является подготовка мотивированных волонтёров (подростков, юношей и девушек), помогающих своим сверстникам, а также людям с близким образовательным уровнем, социальным статусом или тем, кто имеет общие интересы и потребности, приобретать новые знания, развивать умения и навыки, формировать ценностные ориентации, установки, направленные на здоровый образ жизни, сохранение репродуктивного здоровья, на нравственное отношение к себе и другим людям, на безопасное и ответственное поведение.

Сущность равного обучения, или Что такое принцип «равный обучает равного»

Равное обучение — процесс, при котором подготовленные и мотивированные волонтеры (подростки, юноши и девушки) помогают своим сверстникам, а также людям с близким образовательным уровнем, социальным статусом или тем, кто имеет общие интересы и потребности, приобретать новые знания, развивать умения и навыки, формировать ценностные ориентации, установки, направленные на здоровый образ жизни, сохранение репродуктивного здоровья, на нравственное отношение к себе и другим людям, на безопасное и ответственное поведение.

Равное обучение осуществляется в процессе специально организованных мероприятий или неформального общения подростков, юношества. Оно может проводиться в группах или индивидуально в различных условиях: в учреждениях образования, в других государственных учреждениях и организациях, работающих с детьми и молодежью, а также с детскими и молодежными объединениями.

Сверстник — член определенной демографической группы, близкий другим членам группы по возрасту.

Равный — это человек, принадлежащий к определенной социальной группе, условно объединяемой на основе возраста, уровня образования, социального статуса, вероисповедания, вида деятельности и т.д.

Волонтеры-инструкторы — добровольцы из числа учащихся (14 — 18 лет), прошедшие специальную теоретическую и методическую подготовку по вопросам здорового образа жизни и культуры поведения на основе принципа «равный обучает равного», обучающие сверстников близкого образовательного уровня.

Волонтеры-инструкторы передают знания, способствуют формированию поведенческих установок, умений и навыков в области здорового образа жизни, нравственности у равных по возрасту, образовательному уровню, социальному статусу молодых людей путем проведения мероприятий по принципу РОР.

Педагог-консультант — педагог, прошедший специальную теоретическую и методическую подготовку, осуществляющий подготовку и сопровождение деятельности волонтеров-инструкторов со сверстниками по принципу «равный обучает равного» в области здорового образа жизни и культуры поведения.

Предварительная подготовка и обучение педагога-консультанта проводится в учреждении дополнительного образования взрослых (Академия последипломного образования, региональный институт развития образования и др.) и / или в общественном объединении, имеющем право заниматься подобной деятельностью.

Педагог-консультант обучает, координирует действия волонтеров-инструкторов, сопровождает их в процессе практической работы, осуществляет информационно-методическую и организационную поддержку.

Основные преимущества реализуемых программ равного обучения заключаются в следующем:

  • социальная значимость программ равного обучения, участие в которых способствует формированию у подрастающего поколения мотивации, знаний, умений и навыков здорового образа жизни, содействует профилактике социально опасного поведения, вредных привычек, заболеваний;
  • равное обучение носит дополняющий характер и может осуществляться при освоении обучающимися воспитательных программ, реализуемых в учреждениях образования;
  • обучение по принципу РОР может выступать альтернативой традиционному подходу, когда педагог просто транслирует информацию, а учащиеся являются пассивными слушателями;
  • равное обучение ориентировано на ценности, интересы и потребности подростков, юношей и девушек;
  • научная обоснованность равного обучения доказывает, что подростки, юноши и девушки могут в рамках специальных занятий передать сверстникам необходимую достоверную информацию, соответствующую их потребностям и интересам;
  • в основу равного обучения положены концепции свободного выбора, ответственности, сотрудничества участников (равных по возрасту, образовательному уровню, социальному статусу и т.д.);
  • равное обучение создает условия для самостоятельной деятельности
  • подростков и юношества, в том числе их самостоятельности в процессе принятия управленческих решений, организации деятельности, способствующей их самообразованию, саморазвитию, самореализации;
  • равное обучение обусловлено психологическими особенностями подросткового и юношеского возраста, а именно значимостью для подростков, юношей и девушек общения со сверстниками, которые хорошо знают и понимают их интересы, потребности, стремления и страхи;
  • равное обучение предполагает способность сверстников к взаимопониманию на основе общности ценностных ориентиров, установки жизненного опыта;
  • равное обучение предусматривает влияние авторитета и опыта сверстников на личностное развитие подростков, юношей и девушек, так как именно со сверстниками они обсуждают многие «горячие» вопросы, включая взаимоотношения полов и репродуктивное здоровье;
  • программы равного обучения отличаются практической  ориентированностью;
  • участие в программах равного обучения предоставляет широкие возможности для развития лидерских, коммуникативных способностей, умений и навыков подростков, юношей и девушек;
  • программы, методы и формы равного обучения имеют экономическую значимость: не требуя больших материальных затрат, они приносят экономические выгоды (например, снижают расходы на здравоохранение).
Translate »