Плисская средняя школа имени В.А. Микулича

Плисская средняя школа имени В.А. Микулича

Государственное учреждение образования

Половое воспитание

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Доверительные и дружеские отношения родителей с детьми помогут подросткам избежать ошибок и разочарований первой любви. Помогите взрослеющему ребенку разобраться в чувствах, отличить дружбу от влюбленности, любовь от влечения. Возможно, начать разговор поможет эта притча.

«Жил один человек, который никогда в жизни не пробовал яблок. А вокруг все говорили, какие яблоки прекрасные и вкусные, даже пели об этом песни. Очень захотелось человеку яблоки попробовать. Узнал он, что растут они на особых деревьях. Нашел яблоню и хотел яблоко сорвать. «Подожди! — сказали ему. — Яблоки еще не созрели, рано еще их есть».

Не послушался человек совета. Слишком велико было у него желание. Сорвал несколько яблок и съел. Яблоки были очень твердые, кислые, противные. А потом у него заболел живот. «И чего люди врут? — недоумевал он. — Знаю я, какие на самом деле яблоки, пробовал…»

Чувства тоже должны созреть, люди должны стать близкими и полностью друг другу доверять.

Некоторые родители категорически отрицают необходимость полового воспитания, однако в действительности они не могут помешать ребенку получать информацию. Проблема лишь в том, влияют они сами или нет на формирование соответствующих представлений. Осознавая это и желая создать возможно более благоприятные условия для полового воспитания, многие родители приступают к выполнению этой задачи с большими опасениями, не зная, с чего начать, что говорить и как не напугать ребенка сообщением каких-нибудь неуместных подробностей.

На самом же деле научить детей разбираться в вопросах пола не труднее, чем научить их множеству других вещей. К примеру, чтобы показывать ребенку, как надо работать на огороде, совсем не обязательно иметь ученую степень по сельскому хозяйству. Бессмысленно ждать, что ребенок начнет расспрашивать вас о буквах, если вы не покажете ему букварь. Точно так же, не следует ждать, когда он заговорит о сексе — возьмите на себя инициативу обсуждения этой темы.

Правила, которыми следует руководствоваться, обсуждая вопросы пола с детьми.

  1. Постарайтесь вести беседу в самой естественной манере, как при обсуждении любой другой темы.
  2. Избегайте длинных поучительных лекций по половым вопросам. Вам может потребоваться четверть часа, чтобы изложить все, что вы считаете нужным. Однако ребенок не может оставаться внимательным так долго — ему хочется задавать вопросы и получать конкретные короткие ответы.
  3. Позаботьтесь, чтобы ваш рассказ не ограничивался одними биологическими фактами — ребенку захочется узнать о вашем к ним отношении, переживаниях и решениях.
  4. Если ваш ребенок употребляет непристойные слова, спокойно объясните ему их значение, а потом скажите, почему вы не хотите, чтобы он делал это. Можно, например, сказать: «Другим людям будет очень неприятно услышать такие слова» или «Не думаю, что это лучший способ рассказать о том, что ты чувствуешь». Помните, что злость или шутки по поводу употребления ребенком непристойных слов чаще всего побуждают его повторять их.
  5. Старайтесь правильно называть половые органы, избегая для их обозначения таких слов, как «пипка» или т.п.
  6. Даже дети дошкольного возраста должны знать, как защитить себя от сексуального насилия. Это значит, что вы должны научить ребенка говорить «нет» взрослым.
  7. Беседы о приближающемся половом созревании следует начинать прежде, чем ребенок достигнет подросткового возраста. Физические изменения (в том числе развитие молочных желез, менструации и поллюции) могут появиться и раньше десяти лет.
  8. Мальчикам надо рассказать о менструациях, а девочки должны понимать, что означает эрекция. Не пренебрегайте обсуждением таких вопросов, как гомосексуальность и проституция. Большинство детей узнают об этих явлениях из СМИ или интернета, что пробуждает вполне естественное любопытство.
  9. Расскажите, ничего не скрывая, о СПИДе и других болезнях, передаваемых половым путем. Но постарайтесь сделать это с учетом реакции ребенка. В конце концов, нет никакой необходимости запугивать пяти-или шестилетнего ребенка, рассказывая ему о фатальном исходе СПИДа. С другой стороны, если вы отложите этот разговор до тех пор, пока ребенок достигнет подросткового возраста, это вряд ли принесет ему пользу. Даже школьники младших классов должны знать, что такое СПИД, и как он передается.
  10. Постарайтесь, чтобы ребенок не испытывал смущения, задавая вам вопросы на половые темы. Не говорите ему: «Ты еще слишком мал, чтобы понять это». Если ребенок задает конкретный вопрос, он должен получить четкий ответ в доступной для него форме.
  11. Если вы не можете ответить на вопрос ребенка, не бойтесь признаться в этом. Обратитесь к более знающему человеку, например к врачу.
  12. Ответив на вопрос ребенка, убедитесь, что он понял ваши слова. Проверьте также, насколько ваш ответ соответствует тому, что действительно хотел узнать ребенок.

Гармоничные отношения в семье, теплая эмоциональная атмосфера, соблюдение личных телесных и душевных границ, внимательное, уважительное отношение к детям, удовлетворение их жажды получения впечатлений и постепенного обретения самостоятельности способствуют благополучному сексуальному развитию — не слишком быстрому и не слишком медленному.

 

Translate »