Онлайн-кабинет педагога-психолога

Нормативные правовые документы
Учебно-методические пособия 
Психологическое просвещение и консультирование
Коррекционные программы и занятия
Азбука профессиональных замещающих родителей
Диагностический инструментарий
Материалы по использованию медиативных технологий
В помощь классному руководителю

Профессиональная рефлексия методического наполнения и оборудования кабинета

Психологический кабинет является своеобразным полем взаимодействия педагога-психолога с детьми разного возраста, их родителями и учителями, в центре которого сосредоточены, прежде всего, интересы ребенка.

Основной принцип оформления помещения для работы психолога — ничего лишнего. Я придерживаюсь мнения, что чем меньше кабинет психолога будет похож на официальный кабинет, тем свободнее будет чувствовать себя посетитель в этом пространстве.

Рабочее пространство оформлено с учетом особых требований, связанных с необходимостью создания микроклимата, способствующего возникновению у человека, обратившегося к специалисту, состояния максимального комфорта и чувства психологической безопасности.

Кабинет не является проходным. Доступен как для педагогов, так и для родителей. В холле перед кабинетом есть зона ожидания для родителей с детьми, оснащенная мягким диваном, журнальным столиком, информационными материалами и памятками для родителей. Для детей имеются цветные карандаши и раскраски, позволяющие с пользой провести время ожидания. Во время работы психолога с ребенком, родители могут выполнять здесь предназначенные для них задания (заполнение анкет, опросников и т.д.).

В оформлении психологического кабинета ведущее место отводится цветовой гамме. Кабинет педагога-психолога в нашем учреждении выполнен в сине-бежевых тонах, зеленый цвет дополняют комнатные растения. Данная цветовая гамма способствует адаптации как к помещению в целом, так и к ситуации взаимодействия с психологом.

Все пространство кабинета организовано в соответствии со спецификой моей профессиональной деятельности и состоит из нескольких рабочих зон. Каждая зона имеет свою функциональную нагрузку.

Зона организационно-методической деятельности (рабочая зона педагога-психологасодержит:

• письменный стол, стул, компьютер и оргтехнику (принтер, телефон, звуковые колонки, наушники)

• полки с документацией (нормативной, специальной, организационно — методической);

· Отдельными папками сформирован банк коррекционно-развивающих программ и занятий, диагностических и просветительских материалов.

Для эффективной работы имеется открытый доступ в Интернет, в распоряжении всегда есть ноутбук для демонстрации видеоматериалов в процессе занятий. В кабинете педагога-психолога работает Телефон доверия.

Зона консультативной работы (взаимодействие с педагогами и родителями) оформлена комфортно и уютно, располагает к длительному доверительному общению. Здесь предусмотрены мягкие кресла, диван, столик, литература для посетителей (родителей и педагогов).

Вспомогательный материал:

  • распечатки с играми и упражнениями для занятий с детьми в домашних условиях;

• литературу по проблемам возрастного развития детей, особенностей их поведения, а также по вопросам семейных взаимоотношений;

• литературу по проблемам познавательного, личностно — эмоционального развития детей, школьной готовности, адаптации к новым социальным условиям и др.

Эта зона предполагает создание доверительной обстановки, помогающей посетителю, пришедшему на прием к педагогу-психологу, спокойно обсудить волнующие его проблемы.

Функциональные зоны кабинета частично перекрывают друг друга, полностью совпадают или трансформируются одна в другую. Практика позволяет объединять зону консультационной работы, зону коррекционной работы и игровой терапии.

Коррекционно-развивающая зона (зона игровой терапии):

Зона игровой терапии имеет особое значение в кабинете педагога-психолога. К ней предъявлены особые требования, направленные на устранения возможного напряжения ребёнка при контакте с психологом. Здесь предусмотрены мягкие подушки, на которых дети могут располагаться на полу во время занятий. Игрушки, развивающие игры, карточки расположены на стеллаже. Имеются инструменты, помогающие отреагировать отрицательные эмоции, игрушки и материалы для творческого самовыражения ребёнка. Специфика нашего учреждения предполагает работу с детьми от 3 до 18 лет. В арсенале психолога имеется стол для занятий, магнитная доска, юнгианская песочница.

Игры с песком представлены в двух вариантах:

Плассотерапия— игры с кинетическим песком, и песочная терапия с использованием юнгианской классической песочницы. Для работы в данном направлении имеется весь необходимый материал (наборы формочек, мелких игрушек, маленьких фигурок, камушки стеклянные и натуральные, наборы морских обитателей, животных и др.).

Невозможно представить работу педагога-психолога без такого инструмента как метафорические ассоциативные карты. В работе используются колоды: «Приказания и решения» И.Ткачук и А.Казанцевой, «Поверь в себя!» и «Эмоции в моей жизни» К.Крюгера, «Источник силы» А.Ю. Гращенковой.

Сказкотерапия также эффективный метод, который направлен на коррекцию сознания ребенка и редактирование поведения с помощью сказки. Сказка позволяет заглянуть в его маленький мир, обнаружить внутренние конфликты и увидеть скрытые страхи и побороть их.

Изотерапия как метод психологической коррекции один из самых любимых у наших воспитанников. Обычно это рисование, но часто я применяю технику лепки из пластилина. Изотерапия также очень эффективна и в работе со взрослыми. Занятия проводятся индивидуально или в группах. Рисование позволяет снять стресс, получить удовольствие от созидания, успокоиться, оно развивает фантазию и творческое начало. Благодаря этому методу можно получить массу полезной информации о ребенке, его чувствах, мыслях, страхах и.т.д.

Зона релаксации и снятия эмоционального напряжения совместима с зоной взаимодействия с педагогами и родителями, что отнюдь не умаляет ее функционального назначения, так как она представлена мягкими диваном и креслами. Зеленые растения, картины, общая цветовая гамма кабинета призваны оказывать благоприятное психологическое влияние на клиентов, особенно в те часы, когда они наиболее восприимчивы к этому (усталость в конце трудового дня, эмоциональная возбужденность вследствие напряженных социальных контактов). Дополнительно я использую ароматерапию (арома-саше с травами мелиссы, лаванды, шалфея и мяты), плассо- и песочную терапию и звуковое сопровождение (звуки природы: шума леса, морского прибоя, птичьего пения), что весьма благоприятно воздействует и на взрослых, и на детей разного возраста.

Важными составляющими работы педагога-психолога социально-педагогического центра являются восстановление детско-родительских отношений, оказание индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи несовершеннолетним и их родителям.

Вместе с тем, чтобы иметь ресурс для решения сложных проблем детей и их семей педагог-психолог должен не только обладать развитой эмпатией и проявлять профессиональный интерес к своим подопечным, но и уметь контролировать состояние собственного психологического здоровья.


 


Профилактика асоциальных явлений

Время работы ГУО «Смолевичский социально-педагогический центр»

Translate »